Первые отчёты по личным фондам: что показывают результаты

Новости

Первые отчёты по личным фондам: что показывают результаты
07.05.2023
07.05.2023
Первые отчёты по личным фондам: что показывают результаты
При создании личных фондов предусмотрено обязательное участие нотариуса. Именно он контролирует, что воля учредителя совпадает с положениями устава и условий управления фонда, а сами документы не противоречат нормам закона.

Личные фонды создаются не только в Москве и Московской области, к этому процессу начинают подключаться и регионы. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, то есть переданное ему имущество может приумножаться и увеличиваться для следующих поколений. При этом, у фонда могут быть и дополнительные цели. Фонд может работать не только в интересах будущих наследников, но также выполнять просветительские, социальные, благотворительные функции, если это предусмотрено его уставными документами.

Вопросы передачи бизнеса новому поколению собственников стоят особенно остро, когда речь идет о действительно крупных активах. Бизнесмены все чаще обращаются к нотариусам по вопросам консультации создания личных фондов. Этот институт позволяет владельцам состояний не только заранее решить, кто встанет «у руля» бизнеса после их смерти, но и лично убедиться в эффективности задуманной модели управления.

«Личный фонд, в отличие от наследственного, начинает функционировать уже при жизни учредителя, поэтому владелец бизнеса может сам поучаствовать в деятельности фонда, выявить и устранить недостатки. Например, скорректировать состав органов управления. По сути, личный фонд позволяет „протестировать“ его эффективность в отношении тех или иных активов».

Еще одно важное отличие личного фонда от наследственного — требование к имуществу, которое передается фонду. Его стоимость должна составлять не менее 100 млн рублей. Поэтому нотариус проверяет отчет о рыночной оценке имущества, а также его чистоту, принадлежность, режим собственности, наличие согласия супруга при необходимости. Участие нотариуса в передаче имущества в обязательном порядке не предусматривается, однако такая практика имеет место.

Предусмотренное профессиональное управление имуществом позволяет сохранить рабочие места и бесперебойность производственных процессов. А бенефициарам — получать определенное денежное содержание или имущество, не занимаясь сложным процессом бизнес-управления. Также среди плюсов данной правовой конструкции: отсутствие переходного периода после смерти наследодателя, предотвращение дробления бизнеса между несколькими наследниками и снижение рисков принудительного (обязательного) наследования.

Не допускается замена учредителя фонда и соучредительство нескольких лиц, если они не являются супругами и не передают в фонд общее имущество. При создании супружеского личного фонда или личного фонда с одним учредителем, который находится в браке, первым пунктом в чек-листе юриста должен быть брачный договор, регулирующий имущественные вопросы.

Любые изменения во внутренние документы личного фонда после смерти учредителя могут быть внесены только по решению суда. Ликвидация фонда также невозможна без соответствующего судебного постановления. Как результат, потенциальные риски для «жизни» компании после кончины ее создателя значительно снижаются.

Если намерение учредить после своей смерти наследственный фонд устанавливается в специальном завещании, то в случае с созданным личным фондом это не требуется. Личный фонд может автоматически продолжить свою работу после смерти учредителя. Также важно отметить: будь то завещание, предусматривающее создание наследственного фонда, или решение об учреждении личного фонда и его устав —соответствующие документы вносятся в Единую информационную систему нотариата. Это гарантирует их сохранность, конфиденциальность и защиту от доступа третьих лиц.